Обо что споткнулся:
• бюджет ниже, чем стоит озвученный объём работ.
• запрос приправлен фразой: «для портфолио кому-то будет полезно».
Отсюда сразу несколько мыслей:
Это манипуляция. Когда заказчик говорит, что это классный кейс для портфолио, а бюджет на весь заказ вдвое ниже, чем должен быть, на моём опыте почти всегда это манипуляция. Заказчик понимает, что работа должна стоить больше, но пытается сократить расходы, предлагая сомнительную ценность — присутствие селебрити.
С абсолютным пониманием отношусь к стремлению заказчика оптимизировать траты. В этот момент у меня не возникает желания тыкать его носом в то, что он, мол, мной манипулирует. Но в то же время, понимая, что это с высокой вероятностью именно манипуляция, я просто называю реальную стоимость работы и не соглашаюсь на меньшее.
К слову, заказчик принял мои условия и нисколько не спорил со мной. Однако попросил только снять, а не снять и смонтировать. Ещё раз повторюсь — это не плохо, когда заказчик хочет сэкономить. Он имеет на это право. А подрядчик имеет право принять или не принять то, что хочет заказчик.
Наличие селебрити в кадре не причина для скидок. Если я решил, что хочу работать с селебрити, то это — моя основная работа. Съёмка известных людей — это такой же заказ, как съёмка неизвестных людей или съёмка для бизнеса. С точки зрения подхода к работе там всё одинаково. Клиент просит кого-то решить задачу → кто-то её решает → клиент платит кому-то за это деньги.
Степень известности заказчика не должна влиять на стоимость работы в меньшую сторону. А в большую сторону она меняется в зависимости от объёма задач, их сложности и, как итог, от суммарного уровня ответственности, которая ложится на плечи подрядчика.
Для портфолио полезно всё. Если условный видеомейкер или фотограф Коля выбрал работу с селебрити, для портфолио Коле полезна любая работа, даже не с селебрити. Разумный и адекватный заказчик смотрит не на то, кто в кадре, а на то, как этот кадр снят/смонтирован/отретуширован/покрашен (нужное подчеркнуть).
Если Коля выбрал работу не с селебрити, для портфолио Коле тоже полезна любая работа, а наличие селебрити едва ли впечатлит заказчика. Особенно, если этого селебрити просто кто-то организовал, а Коля для этого и пальцем не пошевелил.
Если Коля только начинает свой путь, для портфолио ему полезно вообще всё. Что там есть в кадре звезда, что её нет. Коля не ищет «полезные» проекты, потому что каждый новый проект — это портфолио. А портфолио в целом — штука полезная.
То есть, наличие звезды в кадре не даёт бенефитов?
Даёт. Ради справедливости должен рассказать про реальные случаи, в которых наличие звезды в кадре всё же может накинуть очков и забустить.
Бенефит раз. Я получал заказы от блогеров-милионников или от звёздных музыкантов только из-за того факта, что у меня есть кейсы с другими такими блогерами и музыкантами.
Например, однажды блогер обратился ко мне, когда его оператор улетел в путешествие. Ключевой причиной были не мои профессиональные навыки, а знание о том, что другой блогер уже несколько лет подряд пускает меня к себе в дом. То есть, мне можно доверять: я не утащу драгоценности или деньги из какой-нибудь шкатулки, не выложу в паблик или не продам какому-нибудь глянцу информацию о личной жизни и о том, что я слышу и вижу, находясь в гостях у известного человека.
А ещё, что со мной комфортно общаться и я стрессоустойчивый. Потому что все творческие люди — люди непростые (попробуйте представить заказчиком себя). С этим надо тоже уметь работать. Проф. навыки здесь как бы по-умолчанию — они просто присутствуют и блогер про них в курсе.
Бенефит два. Потенциальный заказ от селебрити, который даже не видел моих работ.
Это случилось, когда я снимал клип, в котором было задействовано много других селеб: Бузова, Ярушин, Успенская, Бочкарева и другие. Я приехал в театр снимать артистку для эпизода клипа. Меня встретил директор артистки, мы перекинулись парой фраз и я приступил к подготовке. А пока я готовился, он, стоя рядом, обсуждал меня с кем-то по телефону. Типа, я работаю с «тем-то», поэтому смогу снять что-то там и им.
В результате мы не поработали. Скорее всего потому, что с тем клипом я обосрался. Клип крутили по ТВ, но я в эфир его ни за что бы не поставил. Поражения тоже надо признавать.
Этот кейс я бы сравнил с сарафанным радио. Просто рекомендация без рекомендации. А сарафанное радио ≠ заказу по портфолио. Заказ по портфолио — это когда я сам нашел специалиста в интернете по целевому запросу и изучил его работы без какой-либо рекомендации. Если же меня посоветовали, а портфолио я посмотрел после — это немного другое. Я бы не ставил между этим знак равенства.
Но вот, что объединяет оба этих примера:
Мой основной доход много лет был от работы с известными людьми. Я не выбирал работу с ними, я выбирал направление. Я всю жизнь связан с музыкой. Когда я начал снимать, то первые годы работал исключительно с музыкантами. А те в свою очередь рано или поздно становятся популярными.
Например, когда я познакомился с Бахти, он ещё даже свой первый альбом не выпустил, а я и вовсе тогда даже камеру в руках не держал. Для Макса Коржа я монтировал его самое первое интервью после прихода на Respect Production. Популярность пришла к нему позже.
Затем я плавно перешёл от работы с музыкантами к работе со всеми, кто создаёт развлекательный контент. Хоть клипы, хоть блоги на ютуб, хоть приколы в Инстаграм (всё ещё считается экстремистским в РФ). Кто же знал, что блогинг начнёт приносить миллионы, а блогеры начнут пользоваться услугами профессионалов?
Вроде бы я перечисляю бенефиты, но на самом деле, если переложить это всё на работу с НЕзвёздами, оно работает так же. Поэтому, наверное, бенефит здесь только в том, что ты работаешь с известными людьми. Но так ли это важно, если у тебя есть работа и без них? Разве что у человека личный пунктик на этот счёт.
Бенефит три. Когда твой клиент — это частный клиент. Вполне действующая стратегия: ты выбираешь заработок с частных заказов от никому неизвестных людей. Ни от блогеров, ни от музыкантов, ни от журналов, ни от Яндексов, Сберов и Вкусноиточков, а от простых людей, живущих с тобой по соседству где-нибудь на улице Ленина.
Тогда ты можешь размещать в своём портфолио селеб, а маркетинг настраивать на неселеб. Знаменитостей, к слову, можно снимать даже бесплатно, попросив покрыть только базовые расходы на съёмку (визажист, студия, локация, одежда и тд). Как пример: можно набрать в поисковик «Звездный фотограф» и найти много фотографов, которые продают свои съёмки именно обычным людям, но в портфолио то и дело перевыкладывают кадры со звездами. И в описании профиля они пишут, что снимают для тех, тех и этих.
Бенефит четыре. Большие клиенты, сложные продакшны. Когда ты замахиваешься на большую игру с многомиллионными заказами, то наличие в портфолио звездных проектов крайне важно.
Но прикол в том, что сами работы не обязательно должны быть крутыми. Потенциальному заказчику может не понравится рекламный ролик, который кто-то сделал для Кока-Колы. Или рекламная фотосъёмка, которую фотограф реализовал для Сбера, например.
Здесь на первый план выходят софт-скиллы. Потому что заказчики, которым нужны такие съёмки, знают, что результат работы — это многоэтажные согласования, бессонные ночи, смена изначальных договорённостей по сценариям и внезапные правки в ночь перед дедлайном.
Например, перекрасить бледную кожу женщины, танцующей в свете цветных софитов, в кожу афроамериканки.
Так вот, наличие в твоём портфолио таких работ означает, что ты, как исполнитель, всё это вывез. А результат — это просто смесь твоих усилий и строгих требований заказчика, которые часто идут вразрез с твоим видением. И если ты это вывез, значит вывезешь и другой такой же ахуй. Берём.