Ко мне в студию пришёл клиент с запросом на съёмку видеоуроков. Поначалу мы обсуждали съёмку в директе Instagram. Там клиент задаал важные для него вопросы по возможностям студии и своим хотелкам. И вот внезапно появился вопрос, по которому я понял, что у него заведомо сформированы неверные ожидания. И кто-то эти ожидания сформировал ещё до меня.

«Вы настраиваете и свет, и звук, верно? И после съёмок отдаёте всё в готовом виде? Через какое время?» — спросил клиент. Всё было бы ок, если бы мы обсуждали съёмку под ключ. Но мы говорили только про съёмку, а монтаж не обсуждали. Это значит, что моей задачей после съёмки было выгрузить на файлообменник звук и исходные файлы с камер, подписав папки, чтобы монтажёр смог разобраться, что к чему. Поэтому вопрос «…отдаёте всё в готовом виде» меня сбил с толку.

Я попросил уточнить, что он имеет в виду. Оказалось, клиент ждал, что звук будет записан сразу в камеры — не в одну, а во все. А сами файлы с каждой камеры будут начинаться с одного и того же времени, чтобы их можно было просто подставить друг над другом и монтировать в CapCut. Технически это, конечно, реализуемо, но нужно доп. оборудование. Съёмка становится дороже, что обычно клиентам не нравится. У меня в студии этого оборудования нет, но я могу его брать в аренду. И всегда говорю об этом честно.

Клиент хотел этого, потому что все ролики ему монтирует девочка, которая установила себе CapCut на телефон, назвалась монтажёром (рилсмейкером) и берёт за это деньги.

Не вижу никаких проблем в том, чтобы брать оплату за простые услуги, которые можно реализовать возможностями мобильного приложения. Но проблемы начинаются там, где человек не формирует ожидания: «Это я могу, это не могу, потому что…».

Клиент, который что-то создаёт, не стоит на месте. Он развивается, и его аппетиты растут. При этом он не обязан разбираться в том, что и как делается «под капотом». И вот клиент нашёл себе специалиста (а он именно так и говорил: «У меня есть специалисты»), затем решает снять видео, в котором нужен мультикамерный монтаж, синхронизация и обработка звука, цветокоррекция и свето-коррекция. А когда об этом узнаёт его «специалист», он прячет голову в песок и говорит, что не может этого сделать. Из-за этого клиент возвращается ко мне и говорит, что так дело не пойдёт. И буквально требует от меня, чтобы я отдал ему файлы «в готовом виде».

Так как клиент говорил про свою девочку-монтажёра как про спеца, я сказал клиенту, что синхронизация камер и звука — это рядовая задача для монтажёра. И что монтажёр даже начального уровня может справиться с этой задачей, посмотрев одно-два видео на YouTube, если он никогда этого не делал.

Но правда в том, что девочка — не монтажёр. Она просто установила приложение, разобралась с его возможностями и слепо ими пользуется.

Чтобы называться монтажёром, надо всё-таки знать больше. 

CapCut на момент написания этой заметки ещё не умеет в мультикамерный монтаж даже в версии для ПК.


Что я предложил клиенту:

 1. Вручную подготовить файлы для этой девочки: синхронизировать звук и вшить его во все файлы с каждой камеры. А файлы выгрузить так, чтобы их можно было подставить друг над другом, и они совпадали по таймингу и действиям в кадре. Но за это надо будет доплатить.

 2. Посоветовать специалиста, для которого это рядовая задача, и он сам всё сделает. Но стоимость его работы будет значительно выше, чем у этой девочки.

 3. Просто выгрузить исходники, и дальше клиент сам.


Что я предложу капкатерам:

 1. Формируйте верные ожидания для своих клиентов. Нет ничего плохого в том, что вы делаете свою работу. Но очень плохо, когда клиент думает, что вы можете больше, чем на самом деле. Потому что это влияет на многое:

• как клиент общается с другими подрядчиками и с какими запросами приходит изначально. А это, в свою очередь, блокирует время людей, которые вынуждены переобразовывать клиента;

 • как клиент формирует в голове бюджет. который не соответствует задаче. Вы берёте очень низкую цену за очень простой вид услуг. Клиент думает, что работа монтажёра стоит в принципе «вот так». И когда ему требуются более сложные и дорогостоящие услуги, специалисты сталкиваются с сильным сопротивлением со стороны клиента. А так как мы говорим не про рынок кинопроизводства, а про рынок контента для соцсетей и YouTube, клиенты относятся к этому иначе.

 2. Двигайтесь вперёд. Куда важнее разобраться не в том, как работает программа, а в том, как работать вам, чтобы справляться с задачами. Чтобы ещё не начав выполнять работу, иметь возможность представить, как и какими монтажными приёмами вы будете это делать.

Поищите в интернетах или спросите у чата GPT про базовые правила монтажа. Посмотрите про это ролики на YouTube.

 3. Развивайте эту сраную попсовую насмотренность. Да, изучить принципы монтажа важнее, чем изучить программы для монтажа. Вам будет пофиг, в какой программе работать, если знать эти принципы.

Тем не менее программы для роботы есть и они разные. Профессиональный софт, как правило, обладает одинаковым набором функций, необходимых для решения большинства задач по монтажу (именно монтажу, а не по спецэффектам). Однако каждая программа отличается: у них разный интерфейс, а также в каждой есть уникальные опции, которых нет (или пока что нет) в другой.

CapCut вы уже знаете. Скачайте бесплатную версию DaVinci Resolve, установите триальную версию Premiere Pro. Если у вас Mac — установите Final Cut. Попробуйте поработать в Avid Media Composer. Так вы поймёте их возможности, разберётесь, что в них общего, а что уникального. Сможете выбрать ту, которая вам больше нравится (та, что подешевле, хаха), и сможете заранее понимать, как вы будете решать новые задачи.


Всё, огонь в жопе потух, высказался. До связи



Бедные куки, все только и могут, что пользуются ими. Я не исключение. В общем, смотрите сайт = разрешаете их использование. (:

Предупреждаю, на этом сайте может встретиться нецензурщина, обнаженка или что-то, что способно вызвать у вас противоречивые чувства. Всё это принято маркировать вот так: 18+. 

Если вы продолжаете изучать сайт, значит автоматически согласны с тем, что можете всё это увидеть и не станете душнить. 

Я душнила, пойду отседа